АРХИТАЙМ логотип
Telegram-канал АРХИТАЙМ Архитайм вконтакте architime во всех популярных соц.сетях Youtube-канал ARCHITIME.RU architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Рубрика "ТОП-10" - увлекательные подрборки

ТОП-10 эпатажных инсталляций и арт-объектов

Подписка на пятничный дайджест
самое интересное
1 раз / нед

Многие считают эпатаж неотъемлемой составляющей современного искусства. Но для чего художники эпатируют публику? Это банальная провокация ради PR или замысловатый способ привлечь внимание зрителя к какой-то социальной проблеме, пригласить к важной дискуссии? Сложно ответить однозначно, поэтому мы собрали для вас самые известные эпатажные инсталляции и арт-объекты, которые весьма неоднозначны по своему замыслу, а порой спорны и с эстетической точки зрения. Эти произведения вызвали бурную реакцию общественности, причем не только в соцсетях - авторы некоторых произведений физически пострадали из-за своих экспериментов. Каковы же были мотивы художников, создающих эти эпатажные инсталляции?...

 
Большая глина № 4 (Big Clay #4). Болотная набережная, Москва

Автор: Урс Фишер (Urs Fischer)
2021 г.

Один из самых резонансных современных арт-объектов - это, пожалуй, "Большая глина № 4", созданная швейцарским художником Урсом Фишером. В 2015 году эта 13-метровая алюминиевая скульптура, изображающая размятые куски глины, небрежно сложенные друг на друга, была выставлена в Нью-Йорке, в 2017 году четыре месяца красовалась на площади Синьории во Флоренции, а в 2021 году добралась до Москвы и была установлена напротив здания ГЭС-2 в честь открытия там дома культуры.

Оценки этого произведения крайне разнообразны и противоречивы. Кто-то из специалистов восторженно называет скульптуру "мощным культурным символом основы искусства", "монументом человеческой потребности к творчеству", кто-то рассматривает более глубинные пласты и видит здесь "издевательство над общепринятой формой памятника". В свою очередь многие жители города, опрошенные на улицах, видят здесь лишь банальную кучу экскрементов. Из-за такой реакции один из архитектурных критиков назвал Big Clay #4 "памятником единения в ненависти".

Сам же художник считает, что любое произведение искусства, безусловно, несет в себе некий посыл, а вот как будет воспринят этот посыл конкретным человеком, зависит лишь от этого человека. Глядя на один и тот же предмет, кто-то увидит цветок, а кто-то лишь кучу мусора.


 
Фото © Timur Maisak, commons.wikimedia.org
 
Фото © Sergei F, flickr.com

Водопад из унитазов (Toilet Bowls Waterfall). г. Фошань, Китай

Автор: Шу Юн (Shu Yong)
2009 г.

Эта инсталляция периметром 100 метров и высотой 5 метров была создана китайским художником Шу Юном специально для фестиваля керамики и фарфора, проходящего в Фошане. Город знаменит своими фабриками по производству фарфоровых изделий. Кроме унитазов в качестве материала для инсталляции были использованы раковины, биде и писсуары. "Фонтан" действующий, то есть к каждому керамическому изделию подведена вода. На монтаж инсталляции ушло два месяца.

Местные жители далеко не в восторге от такого "культурного объекта". А вот экологи - напротив. Дело в том, что при монтаже использовались только бракованные изделия местных фабрик и сантехника, бывшая в употреблении и пришедшая в негодность. Поэтому экоактивисты считают, что Шу Юн придумал отличный способ утилизации унитазов и раковин, вместо банального захоронения их на свалках.

Фото © Melinda Chan, flickr.com
 
Фото: pxhere.com

 

Опрокинутая дуга (Tilted Arc). Нью-Йорк, США

Авторы: Ричард Серра (Richard Serra)
1981-1989 гг.

История инсталляции "Опрокинутая дуга" - это история о том, как художник с помощью своего искусства стремился вырвать людей из повседневной рутины и сподвигнуть более осознанно взаимодействовать с окружающей средой, но проиграл. В 1981 году американский скульптор Ричард Серра установил на площади Фоли в Нижнем Манхеттене изогнутую металлическую пластину длиной почти 37 метров и высотой 3,6 метров. Конструкция была установлена таким образом, чтобы площадь невозможно было пересечь по прямой, что создавало массу неудобств сотрудникам близлежащих офисов.

С каждым годом раздражение арт-объектом возрастало, местные власти были засыпаны жалобами и требованиями убрать "Опрокинутую дугу". Художник же настаивал на том, что не представляет этот арт-объект в каком-либо другом месте. В итоге после ряда публичных слушаний в 1989 году конструкция весом в 72 тонны все-таки была демонтирована под влиянием общественности. В художественном мире этот факт до сих пор считается одним из самых крупных поражений паблик-арта.

Фото © Duplex Arte + Arquitectura, flickr.com
 
Фото © Jennifer Mei, flickr.com
 
Фото: www.widewalls.ch

 

Fastentuch. Собор Святого Стефана, Вена, Австрия

Автор: Эрвин Вурм (Erwin Wurm)
2020 г.

Современное искусство, несмотря на свою эпатажность, начинает проникать даже в такие консервативные организации как Католическая церковь. Например, настоятель австрийского собора Святого Стефана заказал скульптору-экспериментатору Эрвину Вурму серию арт-объектов, чтобы украсить собор во время Великого поста. Сделал он это даже несмотря на то, что, по мнению критиков, работы Вурма отличает довольно специфический юмор, а порой и порнографичность. Впрочем, для собора Святого Стефана скульптор создал не самые экстравагантные свои арт-объекты.

Самым известным из них является гигантский сиреневый свитер, площадь которого примерно 80 квадратных метров. Он был использован в качестве вуали, скрывающей от глаз прихожан изображение Христа во время поста. Врум объяснил, что таким образом хотел призвать людей с большей теплотой относиться друг к другу.

 

Фото © Johann Werfring, de.wikipedia.org
 
Фото © Lorenz Seidler, de.wikipedia.org
 
Фото © Johannes Ortner, flickr.com

Mount Recyclemore. Графство Корнуолл, Великобритания

Автор: Джо Раш (Joe Rush)
2021 г.


Аллюзия - один из популярных приемов эпатировать публику. Именно им воспользовался британский художник Джо Раш, когда создавал свою инсталляцию Mount Recyclemore. Ее прообразом стала гора Рашмор, известная тем, что на одном из ее склонов высечены портреты четырех президентов США. Только в инсталляции Раша семь героев, а не четыре, и они из разных стран. Это лидеры государств-членов "Большой семерки": Ангела Меркель, Эммануэль Макрон и другие. А сделаны их скульптуры из электронных отходов - частей компьютеров, принтеров, смартфонов и других гаджетов, выбрасываемых на помойку.

Примечательно, что Mount Recyclemore была сделана накануне саммита G7, на котором в том числе обсуждались проблемы экологии. Таким образом, художник хотел привлечь внимание политиков к проблеме утилизации огромного количества электронного лома, где содержится не только большое количество ценных ресурсов, но и токсичные вещества.


Фото © textlad, flickr.com
 
Фото © Tom Nicholson, Reuters
 
Фото © JEFF CARR, flickr.com
 
Фото © textlad, flickr.com

Дерево. Вандомская площадь, Париж, Франция

Автор: Пол Маккарти (Paul McCarthy)
2014 г.


Автор инсталляции "Дерево" художник из США Пол Маккарти получил за эту свою работу не только массу негативных отзывов и оскорблений, но и несколько ударов по лицу. Неизвестный напал на Маккарти, пытаясь доказать, что работам художника не место на площадях Парижа. А незадолго до этого сама надувная 24-метровая скульптура подверглась действиям вандалов, которые оборвали крепежные тросы в результате чего "Дерево" банально сдулось. После этих событий арт-объект был восстановлен, но простоял недолго и под давлением общественности все-таки был демонтирован. Не помогло даже то, что тогдашний президент Франции Франсуа Олланд публично выразил художнику поддержку и отметил, что свободу творчества нельзя подвергать сомнению.

Недовольство парижан вызвал тот факт, что арт-объект своей формой очень напоминал игрушку для взрослых. Сам Маккарти не отрицал, что на создание инсталляции его вдохновили образ рождественской ели и поход в секс-шоп. При этом художник называл "Дерево" не более чем "большой абстракцией".


Фото © Sandu Bandu, flickr.com
 
Фото © Lou Sutto, flickr.com
 
Фото © BakerBoyChris, flickr.com

Книжный Парфенон. Кассель, Германия

Автор: Марта Минухин (Marta Minujin)
2017 г.

"Книжный Парфенон" аргентинской художницы Марты Минухин еще называют "Храмом свободы слова". По своей форме эта временная инсталляция, созданная в рамках выставки Documenta 14, представляла собой копию известного афинского храма, но материал был выбран весьма специфический. На металлическом каркасе были закреплены 100 000 книг, которые когда-либо входили в списки запрещенных в разных странах мира. Чтобы защитить издания от непогоды, сверху конструкция была обтянута полиэтиленовой пленкой. Это также давало возможность зрителям видеть обложки книг. После демонтажа инсталляции книги могли взять все желающие.

Символичен и сам выбор места, где был расположен "Книжный Парфенон", именно на этой площади в 1930-х годах фашистами были сожжены тысячи книг, запрещенных тогда в Германии.

 
Фото © marcostetter, flickr.com
 
Фото © Heinz Bunse, flickr.com
 
Фото © Joachim D, flickr.com

Planet. Gardens by the Bay, Сингапур

Автор: Марк Куинн (Marc Quinn)
2013 г.

"Для меня "Planet" является парадоксом: тяжелая, но кажется невесомой; гигантская, но кажется очень уязвимой. Это одновременно отражение нас самих и мира, в котором мы живем", - говорит автор инсталляции британец Марк Куинн. Прообразом для арт-объекта стал семимесячный сын художника. Куинн показал ребенка во всей простоте и естественности, используя при этом технику "гигантизма": длина "Planet" - 10 метров, а вес - 7 тонн. Установлена скульптура на двух подпорках, которые не видны на первый взгляд, поэтому кажется, что ребенок парит в воздухе.

Художник вложил в эту работу много личных переживаний. Даже в полимерную смесь, послужившую материалом для инсталляции, Куинн добавил молочную смесь, которой приходится кормить сына из-за аллергии ребенка на коровье молоко. Место для постоянной экспозиции "Planet" также выбрано неслучайно. Расположенная на газоне парка Gardens by the Bay на фоне современных небоскребов скульптура выглядит особенно эффектно, а для жителей Сингапура символизирует рождение нового мира.

Фото © Joan Campderros-i-Canas

 
Фото © Choo Yut Shing, flickr.com
 
Фото © Courtesy of Gardens by the Bay, Singapore
 
Фото © John Campbell

Marilyn, Версальский дворец, Париж, Франция

Автор: Джоанна Васконселос (Joana Vasconcelos)
2012 г.


Кто-то усматривает в этих туфлях на шпильке, сделанных из кастрюль, крышек и сковородок, чуть ли проявление сексизма. Однако автор инсталляции Marilyn, португальская художница Джоанна Васконселос стремилась натолкнуть зрителей совсем на другие мысли. Ее работа - это приглашение к размышлению о стереотипах, костных традициях, формирующих устаревшие взгляды на отношения полов, а еще напоминание женщинам, что они вовсе не обязаны следовать общепринятым представлениям о себе.

Инсталляция названа в честь Мэрлин Монро, а прообразом стали туфли, в которых актриса снялась в фильме "Зуд седьмого неба". Marilyn выставлялась на многих площадках мира, но особенно эффектно арт-объект выглядел в интерьерах Версальского дворца, где в 2012 году проходила персональная выставка Джоанны Васконселос.

Фото: flickr.com
 
Фото © Brice THMS, flickr.com
Фото © HUGO FALCONE, flickr.com
 

Мрачный Диснейленд (Dismaland). Уэстон-сьюпер-Мэр, Англия

Автор: Бэнкси (Banksy)
2015 г.

Обгорелый замок Золушки, беженцы, плывущие на "Лодке мечты", Русалочка, разделанная на кусочки, гигантская лошадь из строительных лесов, буровая установка в виде скрученного грузовика - все это лишь часть экспозиции мрачного парка под названием Dismaland. Парк, расположенный в небольшом курортном городке в трех часах езды от Лондона, работал всего один месяц, тем не менее его посетило более 150 000 человек. Над созданием Мрачного Диснейленда трудилось более 50 художников, которых собрал и объединил идеей знаменитый провокатор Бэнкси, автор множества граффити на социальные и политические темы.

По его словам, он хотел создать мир, куда можно сбежать от иллюзий, и где можно осознать, что жизнь далеко не всегда является сказкой.


 
Фото: flikr.com
 
Фото © Geof Sheppard, commons.wikimedia.org
 
Фото © Jambot2000, commons.wikimedia.org
 
Фото © geograph.org.uk
 
Фото © Lorenzo Osti, flickr.com


Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
по материалам: ursfischer.com, artnet.com, atlasobscura.com, bbc.com и других открытых источников
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Иммерсивная инсталляция Urban Imprint - новые отношения между человеком и городской средой
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Кинетическая инсталляция "Риф" - уникальный пример синтеза искусства и новых технологий
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Павильон MegaFace - пример прямой коммуникации с человеком
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Hyposurface Moving Wall - экран, реагирующий на любое изменение окружающей среды
Динамическая стена от ARCHITIME design group ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Кинетический арт-объект от ARCHITIME design group
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Новое прочтение модернизма. Художественный музей Elmhurst отметил столетие Баухаус красочными иммерсивными инсталляциями
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Призрачная архитектура - красивая инсталляция Эдоардо Тресольди в Париже (2017)
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Самая масштабная прозрачная скульптура Эдоардо Тресольди (США, 2018)
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Синтез искусств: необычный арт-объект Эдоардо Тресольди в Саудовской Аравии (2019)
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Диалог между прошлым и настоящим: арт-объект Эдоардо Тресольди, вдохновленный "Божественной комедией" Данте
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Кинетическая инсталляция Shiver House - переосмысление традиционной финской хижины
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Потрясающие цветные пространства от дуэта немецких художников Quintessenz
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Гигантская инсталляция художника JR в честь 30-летия Пирамиды Лувра исчезла через день после ее создания
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Spice & Barley: интерьер ресторана в Бангкоке украсила 30-метровая арт-инсталляция из ротанга
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Дом-инсталляция "Упавшая звезда" / Fallen Star
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: Пале-Рояль - современное искусство в историческом архитектурном пространстве
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ: ТОП-10 необычных новогодних елок мира
© 2007 - 2022, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Подборка бесплатных конкурсов для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru